Рекомендации родителям школьника
с гипердинамическим синдромом

У Вашего ребенка гипердинамический синдром, если имеются:

     Трудности с контролем собственной активности и поведения в целом, трудности обучения,  расстройство внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими       нарушениями, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость. Если все время бегает, вертится на месте, суетлив, на занятиях  вскакивает, дергает других детей. Говорит, когда его не спрашивают, выполняет не те задания, которые задают, а то, что ему хочется и т.п.
    Степень их выраженности в каждом отдельном случае может быть различной, а набор у каждого ребенка — индивидуален. Кроме того, часть этих расстройств может встречаться и у детей, у которых вообще отсутствует гипердинамический синдром.

       На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребенка гипердинамического синдрома? 

1. Во-первых, конечно, на наличие других неврологических диагнозов. 
2. Наличие неконтролируемой моторной активности. 
3. Очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания. Ребенок постоянно бросает одно дело и тут же начинает другое. 
4. Любые стойкие нарушения сна. 
5. Ночной или дневной энурез (непроизвольное мочеиспускание). 
6. Неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского заведения. 
7. Быстрая, «захлебывающаяся» речь .
8. Стойкая неуспеваемость в начальной школе, необъяснимая интеллектуальной недостаточностью. Неуспеваемость может быть по какому-то одному предмету (чаще всего по русскому языку) или сразу по всем. 
9. Повышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности. 
10. Наличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трет нос, глаза, дергает себя за волосы, упорно, «до мяса» грызет ногти, обрывает заусенцы, постоянно крутит или мнет что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т. д.). 
11. Поверхностная, иногда избыточная общительность. Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы уже должен осознавать (по возрасту). Неумение строить глубокие дружеские отношения. 
12. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв. 
13. Предпочитает младших партнеров по играм. 
14. Ведет себя, как ребенок младшего возраста. 
15. Состояние, настроение меняется в зависимости от времени года, суток. Метеочувствительность. 

       Ни один из вышеназванных признаков не может служить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гипердинамического синдрома. Но, еще раз просмотрев список, вы можете выписать на листочке номера тех особенностей, которые присутствуют у вашего ребенка. Если набралось 4—5 и более — скорее всего, синдром имеется.
       У школьников все особенности гипердинамического синдрома ярко проявляют себя в течение учебного года и значительно ослабевают во время каникул и летнего отдыха. 


Что делать родителям школьника, если у него гипердинамический синдром?

       Сначала надо убедиться в том, что синдром и в самом деле имеется, необходимо посетить специалиста — невропатолога, психоневролога.
       Как правило, учителя начальных классов воспринимают гипердинамических детей либо как злостных хулиганов, либо как просто дурно воспитанных балбесов. В лучшем случае (при наличии симпатии к данному ребенку) звучит что-то вроде: «Он у вас способный, но такой разболтанный!». 
       Не спешите обвинять во всем учителей! Вспомните, как порой вас самих раздражает поведение вашего собственного ребенка! А ведь основной задачей учителя является научить чему-то весь класс.
Легко догадаться, какие чувства вызывает у него ребенок, который постоянно, урок за уроком, месяц за месяцем мешает ему выполнять его задачу... Поэтому очень важно поддерживать постоянный контакт с учительницей.
       Ее нужно постоянно спрашивать, заметны ли уже положительные сдвиги от изменения домашней политики.
       Рано или поздно она что-то заметит (или ей покажется, что заметит). Сразу же нужно попросить ее сказать об этом ребенку. 
       Главная задача родителей гипердинамического ребенка, посещающего начальную школу, - это удержать хотя бы минимальный интерес к процессу обучения.

Чтобы  удержать интерес к учебе у вашего ребенка, следует помнить:

1) главное, что привлекает гипердинамического ребенка в школе, — это возможность общения;
2) все гипердинамические дети любят все общественные мероприятия. Нет ничего лучше для таких детей, чем коллективный сбор металлолома или макулатуры.
3) попросите учительницу давать вашему ребенку как можно больше поручений, связанных с физической активностью и передвижением в пространстве. 
4) поддерживайте ребенка во всех его попытках взять любую новую «высоту». 
       Категорически отказывайтесь от домашнего обучения. Хулиганистый, но в целом вполне обычный гипердинамический ребенок, «высаженный» на домашнее обучение, очень быстро превращается в ребенка «со странностями».
       Для гипердинамического ребенка полноценное развитие и становление личности возможно только в обществе, в коллективных играх, потасовках, победах и поражениях.
       Гипердинамические дети и без того-то склонны к слегка инфантильному, не соответствующему календарному возрасту социальному поведению. Если «запереть» их в четырех стенах, то поведение это еще усугубляется и с трудом поддается исправлению в дальнейшем.
       Необходимо составлять жесткий распорядок дня, которого следует неуклонно придерживаться. 
       Уроки необходимо готовить строго по расписанию и под неусыпным контролем (это не значит, что нужно делать их за ребенка — ребенок делает их сам, но под контролем). Пока делаются уроки – никаких возможностей для отвлечений и развлечений. 
       Обязательна ежедневная прогулка. Очень желательны ежедневные занятия любым спортом. Беготня для гипердинамического ребенка — это необходимая разрядка.
       Расписание дня должно висеть на стене, над рабочим столом ребенка. Каждый вечер  желательно кратко обсуждать сегодняшние достижения и неудачи и планировать дела на завтра (это обсуждение не должно превращаться в осуждение ребенка — в основном говорится о достижениях и возможности совершить-таки то, что пока не получилось). 
       У ребенка должны быть твердо фиксированные ежедневные домашние обязанности (все это способствует выработке произвольного внимания) — вынести ведро, погулять с собакой, пропылесосить ковер и т. д. 
       Если все дееспособные члены семьи работают, а оставшиеся совершенно не могут контролировать ребенка, то следует отдать его в группу продленного дня.
       Постарайтесь, по крайней мере, три вечера в неделю проводить вместе с ребенком: гулять, ездить куда-нибудь, просто разговаривать.
       Неустанно выражайте свою озабоченность и интерес к его школьным делам. Хвалите за малейшие достижения.
       Про неудачи говорите:
— Пока не получилось. Давай подумаем, почему? Что еще можно сделать, чтобы получилось?
       Сквозное сидение за уроками с четырех до десяти часов для гипердинамического ребенка категорически неэффективно. 
       При появлении психосоматических заболеваний попробуйте поэкспериментировать с режимом. Может быть, есть смысл садиться за уроки вечером? Или рано утром? Или разбить все это на три коротких «марш-броска»? Или садиться за стол сразу после прогулки? Пробежки?
       Помните, что у любого гипердинамического ребенка есть «плохие» и «хорошие» дни и часы. Это обязательно надо учитывать и этим пользоваться.
       Также существенным подспорьем в борьбе с гипердинамическим синдромом может оказаться банальное закаливание и занятия в бассейне.
       Гипердинамичному ребенку необходим «позитивный ресурс». Позитивный ресурс в нашем случае — это то место, где ребенку хорошо, то время, когда он успешен и принят, и то дело, которое у ребенка получается.
       Для гипердимического ребенка требуется правильный режим дня, закаливание, чередование периодов нагрузки и отдыха (причем отдых — это что-то подвижное), много витаминов, спорта и новых, интересных впечатлений. 

Общие рекомендации родителям гиперактивного ребенка 

       В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, - начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость и, как сказано в Священном Писании: "Да не смущается сердце ваше".

1.        Гиперактивные дети не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. У таких детей очень высок порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. От физических наказаний вообще надо отказаться.

2.        Очень важен физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

3.        Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. 

4.        Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

5.        Следите и оберегайте детей от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Необходимы длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. 


Консультацию психолога 
МКУ ППМС центр «ДИАЛОГ» 
Вы можете получить по адресу:
г. Новороссийск, 
ул. Новороссийской республики 11,
тел. (8-617) 61-01-17




Главная

Документы

ПМПК

Здоровый образ жизни

Молодежный
Телефон Доверия
61-01-17

Детям

Родителям

Специалистам

Методические объединения

Полезные ссылки

Антикоррупция

Работа с детьми-инвалидами

Обучение детей с ОВЗ

Медиабезопасность

Служба медиации

ЕГЭ

Школа начинающего психолога
       Тел.: +7(8617)643868

        E-mail: ppms.dialog@rambler.ru
        Адрес: 353900, Российская Федерация,
        Краснодарский край, г.Новороссийск,
        ул.Новороссийской Республики, д.11

   Молодежный Телефон Доверия  61-01-17
Центр развития образования г.Новороссийска
Министерство образования и науки Краснодарского края
Электронный журнал
Управление образования города Новороссийска
Центр диагностики и консультирования Краснодарского края
    Новости и объявления                                                                          Запись на ПМПК                                            
Имя

Тема


Сообщение
Задать вопрос специалисту